Государственный русский драматический театр им. Вл. Маяковского

Государственный русский драматический театр им. Вл. Маяковского

Один из старейших и самых знаменитых театров Таджикистана, лауреат международных престижных премий и театральных фестивалей. Недавно он отметил своё 82-летие.

В репертуаре театра присутствуют произведения мировой классической и современной драматургии. Общее число постановок около 400. Среди авторов есть имена И. Бабеля, С. Михалкова, К. Гольдони, Н.Макиавелли, А. С. Пушкина, Ж. Б. Мольера, У. Шекспира и современных драматургов Таджикистана.

У истоков театра стоял народный артист СССР Георгий Менглет, который был учеником Алексея Денисовича Дикого — знаменитого советского актера, театрального режиссера, педагога и публициста. 17 августа 1937 года Дикий был арестован как враг народа, и оставшиеся без руководителя молодые актеры, воспитанники Дикого, пришли к решению сохранить его традиции. Почти в полном составе они выехали в столицу Таджикской ССР, город Сталинабад, где и создали театр имени Маяковского, который в своем узком кругу они называли театром Дикого.

Первый в Таджикистане Русский драматический театр начал свою работу 7 ноября 1937 года спектаклем Н. Вирты «Земля». Сначала у театра не было своего здания, и спектакли проводились в помещении Дома офицеров. В 1940 году театру было присвоено имя Вл. Маяковского. В здании театра в октябре 1929 года была провозглашена Таджикская ССР.

Первыми спектаклями были «Волки и овцы» А. Н. Островского под руководством В.О. Топоркова, «Разлом» Б. А. Лавренева под руководством Народного артиста СССР М.М. Яншина.

Во время войны 1941-1945 гг. театр не прекращал своей работы. Спектакли эвакуированного из Москвы в Душанбе театра Красной Армии также ставились в этом здании. Там жили и работали известный драматург Евгений Шварц, актеры Лидия Сухаревская, Борис Тенин и Георгий Менглет.

После войны театр В. В. Маяковского стал лучшим драматическим русскоязычным театром в Таджикистане. Труппа часто выезжала на гастроли, во все республики СССР, и всегда их выступления имели большой успех.

Не обошла стороной театр и гражданская война в Таджикистане. В 1990-е театр выжил буквально чудом. Время было трудное, и в театре фактически не осталось актеров – большая часть труппы уехала вместе с режиссером Валерием Ахадовым в российский Магнитогорск. В душанбинской же «Маяковке» остались в основном пожилые актеры. Своим спасением театр обязан в первую очередь тогдашнему директору Сухробу Мирзоеву, который в 1995 году открыл театральную студию. Она действует до сих пор и готовит молодых актеров.

В послевоенное время театру пришлось восстанавливать утраченный потенциал, и это ему удалось так как он остался одним из культурных центров республики. В коллективе начали работать новые молодые актёры, выпускники студии, существующей при театре, и русская группа актёрского факультета Таджикского Государственного института искусств им. М. Турсунзаде.

Главным режиссёром театра в годы восстановления после гражданской войны был Заслуженный артист республики Таджикистан Султан Усмонов, выпускник Государственного института театральных искусств им. А. В. Луначарского, а директором театра - Мирзоев Сухроб, также являвшийся выпускником данного института.

В том же 1995 году режиссер С. Усмонов (сейчас он главный режиссер драмтеатра имени Лохути) поставил в русском театре спектакль «Закат» по произведениям Исаака Бабеля. Спектакль этот, поднимавший сложную и актуальную во все времена тему отцов и детей, был поставлен как мюзикл, и в нем показала себя новая театральная поросль, молодые актеры-студийцы.

В апреле 2001 года театр со спектаклем «Закат» И. Бабеля участвовал в третьем Международном фестивале русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России», который проходил в Санкт-Петербурге. Спектакль с одобрением был принят зрителями.

Был поставлен спектакль «Транзитный пассажир», по пьесе казахского писателя Дулата Исабекова. Прорывным для театра стал спектакль «Калигула», вышедший в 2012 году. Спектакль был поставлен по произведениям Альбера Камю. А в 2016 году была поставлена «Ханума» по знаменитой пьесе Авксентия Цагарели.

В 2016 г. власти Таджикистана и города Душанбе, согласно генплану расширения Душанбе, приняли решение снести здание русского театра, что вызвало широкий общественный резонанс и в Таджикистане, и в театральных кругах стран СНГ. Сотрудники в срочном порядке покинули все помещения театра. Писали петиции и делали обращения, но это не помогло - здание театра было разрушено. Театр оказался буквально на улице.

Сейчас о тех временах актеры вспоминают, как о страшном сне. Нынешний руководитель театра – Мунира Дадаева рассказывала, что в первые дни после роковой новости о сносе здания она боялась, что сотрудники начнут писать заявления об увольнении. Но общая беда объединила труппу, ведь, как признавались сами актеры, в театре Маяковского работают не из-за денег и не из-за помещения. Актеры театра не пали духом. «Мы все взбунтовались, очень долго плакали. Мы находились, наверное, около года в каком-то трауре. Но работу не оставили. Никто не ушел из театра. Наверное, все делается к тому, чтобы показать и увидеть в лицо тех, кто рядом с тобой. А рядом преданные люди, любящие театр, и я тоже с ними», - рассказывала Мунира Дадаева.

С того же, 2016-го года, театр Маяковского делит помещение с Таджикским театром драмы имени А. Лохути. Это очень символичный шаг, ведь театр Лохути и Маяковского «родились» в одном здании и долгое время работали бок о бок. В тяжелый для «маяковцев» момент театр Лохути пришел на помощь. Все служители Мельпомены в Душанбе встали на сторону театра Маяковского, как только появилась новость о сносе здания.

Ныне, у двух театров один дом. Спектакли театра Маяковского ставятся в камерном зале, на третьем этаже театра им. Лохути. Театр презентует по четыре-пять спектаклей за один театральный сезон. Более того, количество зрителей и поклонников не уменьшилось, наоборот, люди стали проявлять еще больше интереса и внимания театру. Актеры и режиссеры теперь занимаются постановками, которые раньше не решались ставить. Например, классические пьесы Мольера и Шекспира. В небольшом помещении театра из-за отсутствия костюмерных и гримерок, реквизит и костюмы тоже изменились, стали проще и минималистичнее.