Проезжая по самой длинной улице Астаны — Кенесары, невозможно упустить из вида небольшое изящное строение, резко выделяющееся на фоне новостроек и модных бизнес-центров. Это и есть горьковский театр, одна из самых ценных жемчужин архитектурного облика города. К сожалению, в стремительно развивающейся столице не так много исторических достопримечательностей, и они теряются из вида на фоне свои современных собратьев, но наш театр обращает на себя взгляды жителей и гостей города уже 116 лет — как видите, более чем внушительное количество времени. И все-таки главное в нем — не снаружи, а внутри — то, что не привлекает внимания с первого раза. Мы говорим, конечно, о богатой и захватывающей истории нашего театра, в которой было место и взлетам, разочарованиям, успеху — словом, всему тому, без чего невозможно себе представить историю любого театра.
Стала самой настоящей легендой история, как в 1899 году, «по заявлению любителей драматического искусства», городской Управой были ассигнованы 100 рублей, а известный купец-меценат Кубрин выделил еще столько же, и в результате мечта любителей театра стала наконец реальностью. Нельзя сказать, что после такого быстрого и удачного начала театр развивался без проволочек: напротив, вряд ли можно назвать хотя бы одно относительно «спокойное» десятилетие. Появивший в конце девятнадцатого века, театр вступил в век двадцатый — время, полное противоречий и глобальных катастроф. Рядом с прорывами в искусстве происходили одна за другой мировые войны, революции, испытания ядерного оружия… Театр не оставался в стороне, и по мере сил и возможностей принимал на себя и удары, противостоял историческим катаклизмам, врачевал искалеченные страданиями человеческие души не одного поколения. Спектакли по произведениям Константина Симонова, Максима Горького, Александра Корнейчука стали любимыми во время и после Великой Отечественной Войны. Не забывал театр и про отечественную драматургию: с 1943 года начинает свою работу казахское отделение, и первой осуществленной постановкой стал спектакль «Жарыс» («Соревнование») по пьесе Габидена Мустафина. В дальнейшем это направление еще не раз принесет успех и награды: постановки по произведениям казахской литературы и сегодня становятся лауреатами престижных отечественных и зарубежных фестивалей: это такие спектакли, как «Султан Бейбарс», «Одинокая яблоня», «Последнее причастие», «Томирис — царица сакская».
Любовь к театру взяла верх и в перестроечное время, полное сначала самых светлых надежд, а после — ожидания близкого краха. Оно стало одним из самых успешных в истории театра: особенно же полюбились горожанам «Валентин и Валентина» Михаила Рощина, «Голубые олени» Алексея Коломийца, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольда Брехта, «Уступи место завтрашнему дню» по пьесе Вины Дельмар.
Похожая ситуация сложилась и в 90-е годы, когда, в отличие от литературы, театр, наоборот, переживал время небывалого подъема. В первую очередь, несомненно, это связано с обретением Казахстаном независимости — тяжелого, но светлого времени, полного взлетов и открытий. Вновь возникает интерес к национальной культуре, и театр с триумфом выступает с постановками по национальной драматургии: «Рано прозрел в поисках истины.» по роману «Путь Абая» Мухтара Ауэзова в постановке легендарного Азербайджана Мамбетова (1995 год), «Хан Кене» Мухтара Ауэзова (1997 год).
Двадцать первый век еще только начался, и, наверное, рано подводить итоги, но предварительно немногое рассказать можно. После недолгого, но ощутимого многими театралами, да и самим коллективом, простоя, наступило время, когда театр движется вперед семимильными шагами. Иначе и не скажешь, ведь в течение года мы несколько раз выезжаем на фестивали, с которых не возвращаемся без наград, отправляемся на гастроли, откуда привозим теплые воспоминания и приятные знакомства.
Например, в одном только 2016 году можно назвать ряд достижений, которыми мы невероятно гордимся: во-первых, завершившиеся успехом выступления коллектива на следующих фестивалях: Международном фестивале искусств «Откровение» (февраль месяц) в городе Алматы, Международном театральном фестивале «Радуга» (май месяц) в Санкт-Петербурге, Международном театральном фестивале «Мелиховская весна» (май месяц) в усадьбе Мелихово, Международном театральном фестивале «Белая Вежа» (сентябрь месяц) в Бресте.
По итогам фестиваля «Радуга» наш театр награжден дипломом Ассоциации независимых критиков. По итогам фестиваля «Белая Вежа» Полина Харламова признана лучшей актрисой за роль Кристины в спектакле «Язычники» и награждена почетным дипломом.
Во-вторых, участие коллектива театра в Москве в рамках «Дней культуры Астаны» со спектаклем «Томирис — царица сакская».
В-третьих, вручение наград творческому составу: золотыми медалями «Бірлік» Ассамблеи народа Казахстана награждены Бекпулат Парманов и Наталья Матвеева; благодарственных писем от Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева удостоены Наталья Косенко, Александр Корженко и Игорь Седин; почетной грамотой Союза театральных деятелей РК отмечена Людмила Крючкова, а «Лучшим спектаклем» признаны «Язычники». К 25-летию Независимости Республики Казахстан юбилейной медали удостоились: директор и художественный руководитель театра Касенов Еркин, актриса театра Нина Дроботова, главный администратор театра Татьяна Шульженко, заведующая радиоцехом Надежда Шевченко.
В 2017 году горьковский театр стал обладателем высокой награды от имени Президента РФ Владимира Путина, вручаемой за сохранение и популяризацию русской культуры. Кроме того, нагрудного знака «М? дениет саласыны? здігі» удостоились актриса театра Наталья Матвеева и помощник режиссера Лейла Абасова, специальным благодарственным письмом Министерства культуры и спорта РК награждена актриса театра Людмила Крючкова.
В Международный День театра состоялась первая казахстанская театральная премия «Сахнагер-2017», на которой в номинации «Лучший художник-сценограф» победил главный художник театра Канат Максутов, а в номинации «? міт» («Надежда») — актриса театра Полина Харламова.
Мы можем самовыражаться, развиваться, говорить о том, что нас волнует, и быть уверенными в том, что нас поймут и услышат. А это большая редкость. Посмотрите на наш репертуар — там представлен широчайший спектр спектаклей самых различных жанров и направлений. Есть комедии, мелодрамы, фарсы, притчи, триллеры, драмы, музыкальные сказки. То есть любой зритель с любым настроением и мировосприятиям найдет у нас спектакль для себя, то, что подойдет именно ему.
Труппа нашего театра насчитывает 33 актера — это замечательные люди, с огнем в глазах, большим творческим потенциалом и желанием работать. Они понимают главное — на сцене нужны живые люди, а не марионетки, и благодаря этому люди узнают в этих героях себя, сопереживают им, начинают о многом задумываться. То есть становится возможен тот диалог между зрителем и актерами, ради которого мы и работаем. Добиться этого очень и очень трудно, но нас поддерживает неиссякаемая творческая энергия наших актеров. Смотря на них, мы и приглашаем именитых режиссеров ближнего и дальнего зарубежья, у которых есть чему поучиться. В свое время мы начинали сотрудничество с Санкт-Петербургом и Москвой, благодаря Александру Каневскому, Леониду Чигину, Владимиру Бородину, и сегодня мы имеем возможность приглашать таких режиссеров, как Йонас Вайткус (Литва), Нурлан Асанбеков (Кыргызстан), Обид Абдурахманов (Узбекистан), Сергей Потапов (Якутия), Барзу Абдураззаков (Таджикистан), Агнюс Янкявичюс (Литва).
В разрезе общей истории что такое 116 лет? Не более, чем несколько песчинок, но каких! Вместе с нашей столицей мы растем, развиваемся, набираем силу, и без нас теперь просто невозможно представить культурную жизнь центра Казахстана.