Вот уже 75 лет в столице Армении работает Государственный Ордена «Дружбы народов» русский драматический театр, носящий имя К.С.Станиславского. Для многих ереванцев русский театр стал частицей их духовной жизни, частицей их биографии.
Театр был основан в 1937 г. специальным решением правительства Армении. Это стало большим событием в культурной жизни республики. Театр всегда стоял на пути творческих поисков. Сегодняшним работникам театра радостно сознавать, что история русского театра неотделима от социальной, культурной жизни Армении.
В создании и становлении театра участвовали выдающиеся армянские режиссеры, народные артисты Л.Калантар, А.Бурджалян, А.Гулакян, В.Вартанян, сознававшие сколь важна для Армении деятельность русского театра. Огромную роль в повышении художественного вкуса и театральной культуры нового коллектива сыграли крупные деятели российской режиссуры, народные артисты А.Ридаль,Б.Филиппов,Л,Луккер, Я.Кракопольский. Высокий профессионализм армянских художников А.Чилингаряна, К.Минасяна,С.Арутчяна и др. поднимали изобразительный уровень спектаклей. Бесценный вклад в творческое развитие русского театра им.К.С.Станиславского внесли замечательные актеры, народные артисты Армении: В.Добровольский, Ю.Вановский, З.Гулевич,О.Лабунская, Н.Тер-Семенов, С.Судьбинин, Г.Шахназаров(Ген), Ю.Колесниченко, Н.Егорова, И.Грикуров, Ю.Фролов и многие другие. В спектаклях театра с большим успехом гастролировали выдающиеся мастера русской сцены, народные артисты СССР: И.Ильинский, Н.Грибов, Ю.Борисова, В.Самойлов, С.Немоляева, О.Яковлева и др. Именно в театре им.К.С.Станиславского начали свой славный «звездный путь» А.Джигарханян, Г.Коротков, В.Бабичева.
Считая своей почетной задачей пропаганду русской сценической культуры, театр постоянно обращался к русской классике. Имена Н.Гоголя и А.Чехова, Л.Толстого и М.Горького годами не сходили с афиш театра, а спектакль «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина, приглашенный в Москву, получил первую премию Министерства культуры СССР как лучший классический спектакль 1978 г. Высокую оценку и первую премию Закавказского фестиваля получил и спектакль «Ревизор» Н.Гоголя (1988 г.) В разное время достойное сценическое воплощение получили произведения мировых классиков: Лопе де Вега и Шиллер, Гольдони и Ибсен, а спектакль «Макбет» В.Шекспира, как написал крупнейший театровед А.Анастасьев «обрушился на Москву новизной режиссерской трактовки, где блистает великолепный дуэт Коротков-Бабичева».Этот спектакль также получил первую премию Министерства Культуры СССР как лучший спектакль 1977 г., а в 1983 г.высокую премию Министерства культуры получил спектакль «Двенадцатая ночь» В.Шекспира Ереванский русский театр обращался не только к классикам армянской драматургии- Мурацан, А.Ширванзаде, Г.Сундукян и др., но также стал активным первооткрывателем современных армянских драматургов: Г.Тер-Григорян, А.Араксманян, А.Папаян, Г.Лалаянц,Ж.Арутюнян, П.Зейтунцян, а спектакль З.Халафяна «Колыбельная» в 1974 г. получил первую премию Министерства культуры СССР.
Период с 1972 г. по 1985 г является периодом наивысшего расцвета творческого коллектива театра, трижды приглашенного на гастроли в Москву и признанного одним из лучших русских театров среди союзных республик. Творческий авторитет театра, его неординарная режиссура, блестящая команда актеров(Г.Коротков, Ю.Рычков,.И.Нагавкин,О.Корчиков,В.Рудович,М.Варшавер, В.Ананьин,Ю.Колесниченко, Н.Егорова, В.Бабичева, Л.Хачатрян) давала возможность безбоязненно выезжать на гастроли в самые различные города СССР и всегда иметь зрительский и творческий успех.
В период застоя русский театр им.К.С.Станиславского нередко рисковал, проводя свою программу борьбы за создание современных острых произведений, и одним из первых в стране поставил все пьесы А.Гельмана, «Гнездо глухаря» В.Розова, «Утиную охоту» А.Вампилова, «Восточную трибуну» А.Галина, что по тем временам привлекало зрителей честностью и смелостью.
В трудные 90-ые годы, когда нестабильная политическая и экономическая ситуация отразилась на всей культурной жизни Армении, когда из-за отсутствия света, нехватки элементарных средств многие театры бездействовали, а некоторые даже закрывались, ереванский русский театр продолжал работать при свечах и керосиновых лампах, воспитывая в тяжелых условиях новое поколение актеров театра. Результатов ждать пришлось недолго. Именно в это период были осуществлены лучшие постановки театра: «Поминальная молитва» Гр.Горина, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского(на фестивале «Театр Островского» в Йошкар-Оле в 1998 г. спектакль получил Золотую медаль и очень высокую оценку московской и петербургской критики), «Княгиня павшей крепости» Л.Шанта (диплом фестиваля «Встречи в России» в Санкт-Петербурге в 2000г.), «Горе от ума» А.Грибоедова, «При чужих свечах» Н.Птушкиной, «Чума на оба ваши дома» Гр.Горина, «Как пришить старушку» Д.Патрика и др. А спектакль «Артаксерксово действо» первого русского драматурга И.Грегори обрел свою новую сценическую жизнь на сцене театра им.К.С.Станиславского и был приглашен в 2000 г. в Москву на закрытие празднеств, посвященных 2000-летию Христианства.
Реагируя на требования времени, театр пытался найти свой репертуар, свое творческое кредо, сознавая необходимость переосмысления критериев режиссерского искусства и актерского профессионализма. Попытка разобраться во времени, глубже понять современного человека, ярко и образно вскрывая остроконфликтные ситуации, четкая позиция режиссера и актеров – вот основные принципы театра, которым с 1965 г. по сей день руководит выпускник Ленинградского института театра, кино и музыки им. А.Островского, народный артист Армении, лауреат Государственной премии Армении (спектакль «Солдатская вдова» Н.Анкилова), заслуженный деятель искусств России, лауреат Международной премии Станиславского и Международной премии Смоктуновского Александр Самсонович Григорян. С его именем связаны лучшие спектакли Ереванского русского театра, многие из которых были отмечены премиями и дипломами.