13.03.2020Казахстан

В большом зеркале сцены

В большом зеркале сцены

В рамках проекта Ассоциации деятелей русских театров зарубежья «Обратная связь» продолжаем размещать на сайте рецензии на спектакли русских театров зарубежья. На этот раз публикуем рецензию московского критика Михаила Пожарницкого на спектакль «Тевье... История одного еврея» Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Н. Ф. Погодина.

В большом зеркале сцены

«Тевье... История одного еврея»
по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва»
Северо-Казахстанский областной русский драматический театр им. Н. Ф. Погодина
Режиссер - Елена Покрас

«Тевье... История одного еврея» - спектакль большого стиля и большой формы, на большой сцене с поворотным кругом и двумя уровнями декорации, с многочисленной массовкой в национальных костюмах, с живой музыкой струнного квартета, встроенной в сценическое действие, с песнями и танцами.
Все сильные стороны пьесы Григория Горина эффектно прозвучали в спектакле: и бойкая комедийная составляющая, и драматичный сюжет, точный исторический фон на первом плане и притча на втором , опора на классическую литературу (рассказы Шолом-Алейхема) и на Священное Писание.

Режиссер Елена Покрас сделала настоящий сценический роман с развернутой многофигурной композицией из полутора десятка действующих лиц. Все сыграны заметно, подробно. У каждого актера есть свой выход. Особенно органично, с ярким национальным колоритом сыграны  Урядник (Андрей Лапин) и  Менахем (Виталий Алфимов). Комедийную линию ведет Лейзер (Анатолий Наргеленас), который эффектно играет личинами, когда меняет свой бизнес, неизменными остаются только его апломб и фатальное невезение.

Заглавную роль Тевье играет Алексей Никулин. Это очень крупная актерская работа. Она по праву занимает центральное место в композиции. Спектакль выстроен вокруг этого персонажа, опирается на него, как забор и постройки во дворе Тевье опираются на огромное кряжистое дерево. Актер впрягается и везет спектакль на себе, как Тевье везет свою тележку. Он с первых же реплик завладевает вниманием зрительного зала, он и действует и комментирует. В его игре нет буквального копирования пластики и речи, но есть нечто намного более важное – сила характера, особенный образ мышления, жизненная мудрость, не только опирающаяся на национальные традиции, но и выходящая за пределы национального к общечеловеческому. История отца, история семьи, история рода.

Постепенный распад семьи Тевье и утрата гармонии межнациональных отношений имеет значение символическое. Это распад старого мира, традиционного уклада жизни. Веками отлаженный механизм воспроизводства жизни рушится под ударами революции, эмансипации, эмиграции, секуляризации.

Театр сохраняет память, дает нам возможность, сопереживая и смеясь, пережить опыт давно ушедших поколений и увидеть современные проблемы в большом зеркале сцены.

Михаил Пожарницкий.
Март, 2020 год

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandexGoogle