19.11.2020Беларусь

Водевиль-деконструкция

Водевиль-деконструкция

В Могилёвском областном драматическом театре – премьера, причем 10-я за год.

Не успела отгреметь аншлаговая «Пиковая дама» в постановке Игоря Казакова, как могилевчанам 4, 5, 6 и 8 ноября 2020 года представили еще одну театральную новинку – водевиль «Беда от нежного сердца». Точнее, это два водевиля под одним названием: «Беда от нежного сердца» Владимира Соллогуба в первом отделении и «Аз и ферт, или Свадьба с вензелями» Павла Федорова – во втором.

Режиссер Михаил Лашицкий (среди его последних постановок – «Романтики» Эдмона Ростана, «Ю» Оли Мухиной, «Дядюшкин сон» Федора Достоевского) представил публике эксперимент, своего рода деконструкцию, основанную на разрушении стереотипа и включении его в новый контекст. Традиционная форма приобрела абсолютно демократичный вид: в жестко выстроенной режиссером схеме создается актерская импровизация на тему старого доброго жанра водевиля – это похоже на площадной театр, буффонаду, клоунаду. Спектакль пропитан духом пародии, все ситуации обыгрываются в комическом, даже хулиганском ключе.

Искрометный юмор и актерская импровизация, кураж и дух свободы, музыка и танцы – всё то, за что мы так любим водевиль – осталось при нем. Старинный жанр перелицован, наполнен новым смыслом и содержанием, максимально близким зрителю, демократичным.

Обе пьесы знамениты, обеим полтораста (!) лет. Сюжет их типичен для русского водевиля. «Беда от нежного сердца» Владимира Соллогуба изначально имела счастливую сценическую судьбу, пользовалась успехом во времена своего создания (середина ХIХ века), популярна и в наши дни. Сын богатого откупщика вместе с папенькой приезжает из Тамбова в Петербург в поисках невесты, но выбор «той самой», единственной и неповторимой, усложняется чересчур влюбчивым характером юноши и его миллионным наследством. Второй водевиль, «Аз и ферт» – тоже о сватовстве. Богач ищет подходящего жениха для своей дочери, и здесь тоже замешан расчет: папаша хочет удачно пристроить не столько дочку, сколько приданое, помеченное вензелем будущего зятя. Взяв за основу французский сюжет, автор русской версии Павел Федоров переместил действие в Россию.

Зритель смог убедиться – нравы ХIХ века не слишком-то отличаются от морали нашего времени, характеры узнаваемы и типичны, а шутки, заложенные драматургами, удачно обыгрываются артистами в рамках режиссерской схемы, многое придумано на репетициях. Спектакль получился легким, озорным и романтичным.

Музыку для постановки написала минская инди-рок группа «ili-ili», сценографию и костюмы создавал Михаил Лашицкий. Декорации незамысловатые и абсолютно функциональные, нестатичные – они целиком состоят из передвижных дверей.

В спектакле заняты артисты Николай Романовский, Дмитрий Дудкевич, Вадим Артименя, Ольга Матюшко, Юлия Ладик, Елена Кривонос, Елизавета Короткая, Андрей Корзан, Павел Заровский, Алексей Цыбин, Наталья Колокустова, Александр Кулешов, Александр Матюшко, Евгения Белоцерковская. Также роли исполняют учащиеся Могилевского государственного колледжа искусств Ульяна Захарова и Амалия Старовойтова.

Спектакль напоминает еще одну постановку Михаила Лашицкого – комедию «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира, созданную на сцене грузинского Телавского Государственного профессионального драматического театра имени Важа-Пшавела. Она была представлена на могилевской сцене в рамках Международного молодёжного театрального форума «М.@rt.контакт» в 2019 г.

Фото Наталии Росиновой 

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandexGoogle