13.03.2020ЛНР

Несколько дней из жизни Базарова

Несколько дней из жизни Базарова

В рамках проекта Ассоциации деятелей русских театров зарубежья «Обратная связь» продолжаем размещать на сайте рецензии на спектакли русских театров зарубежья. На этот раз публикуем рецензию петербургского критика Алексея Исаева на спектакль «Отцы и дети» Луганского академического русского драматического театра им. П. Луспекаева.

Несколько дней из жизни Базарова

«Отцы и дети»
Драматические сцены по мотивам одноименного романа И.С. Тургенева и пьесы Б.Фрила «Отцы и сыновья»
Луганский академический русский драматический театр им. П. Луспекаева
Постановка и музыкальное оформление — Татьяна Дрёмова

По гамбургскому счёту, спектакль Луганского академического русского драматического театра «Отцы и дети» — это несколько дней из жизни студента Евгения Базарова, рассказанные режиссёром Татьяной Дремовой в сильно конспективном виде. Выбранный повествовательный стиль изложения перемежает инсценированные драматические сцены пластическими этюдами, которые часто оказываются красноречивее и понятнее слов, составляя вместе с ними скорее этюд, чем полноценную картину, о том, что невозможно противиться току жизни. Как ни упирался Базаров в свои принципы и науку, а всё же умер от тифа на руках полюбившейся ему женщины.

Нехитрая мысль о том, что жизнь продолжается, проиллюстрирована в финале спектакля наглядно: на сцене появляется счастливое семейство Кирсановых, а сводный брат Аркадия - двухлетний Митя - на руках у дяди протягивает Фенечке букет собранных в поле цветов. «Вот же они!» — словно восклицает режиссёр спектакля эпилогом, — «настоящие радости жизни. И не надо ничего выдумывать».

Такое упрощение, конечно, сильно обедняет роман Ивана Тургенева и всю историю революционного нигилизма. Признаем, всё-таки он устроен много сложнее, чем любование простыми радостями жизни. Взять, к примеру, дуэль, которую в спектакле Павел Петрович Кирсанов (Евгений Кравцов) затевает с Базаровым, происходит вовсе не из-за случайной встречи гостя с Фенечкой (Валерия Довугалева) и невинных объятий в качестве благодарности за выпрошенную розу для Анны. Она подготовлена идеологическим несогласием, сильным раздражением его взглядами, можно сказать даже ненавистью к другу своего племянника.

Это самое настоящее идейное противостояние, которое лишь искало повода вырваться наружу, зажечься огнём открытого возмущение. Случайная и невинная встреча Базарова и Фенечки стала лишь искрой, воспламенившей сухой хворост негодования старшего Кирсанова. В спектакле же это выглядит как не вполне уместная реакция на ничем не закреплённый сценически адюльтер, и придаёт сцене искусственный, водевильный характер, стилистически не соответствующий рассказываемой истории.

Искусственной, хотя и на редкость удачной, выглядит роль княжны Ольги (народная артистка ЛНР Полина Шкуратова), тётушки Анны Одинцовой, которая взята из пьесы Брайана Фрила «Отцы и сыновья» и живёт в своём, особом мире галлюцинаций. Её едкие комментарии — украшение спектакля. Они словно иронически на уровне театра абсурда принижают значение той идеологической борьбы, что ведёт Базаров со всем миром, добавляя действию живой органической реакции на излишне литературные споры двух друзей, сыгранные очень органично.

Высокий, худощавый Базаров (Александр Сазонов), похожий на художника, охваченного духовными поисками, и излишне благообразный барчук Кирсанов (Артём Ключка), увлекшийся новыми идеями, но готовый от них отказаться в угоду семейному укладу, способны, отталкиваясь друг от друга, притягиваться, заряжая действие духом противоречия и необходимого ему конфликта. Жаль только, что эта линия тоже не до конца проявлена, а только лишь намечена.

На их фоне Анна и Катя Одинцовы вместе с братьями Кирсановыми выглядят эпизодическими персонажами, несмотря на их важность в истории.

Исключение составляют только родители Базарова, особенно его отец — Василий. Владиславу Иванову удалось передать тихую гордость за сына и одновременно страх перед ним и его новой, напористой и радикальной идеей деятельного участия в переделке мира. Собственно, как раз сцена в родительском доме и показывает в полной мере разницу между отцами и детьми, между деятельным участием и попыткой переустройства видимого мира и ожиданием естественного хода вещей, вписанного в традиционную матрицу жизни.

Когда мать Базарова, Арина (Лариса Круглик), выспрашивает у Аркадия, а нет ли у её сына какой-либо постоянной любовной привязанности, Базаров со свойственной ему деловитостью засучивает рукава, и идёт осматривать больных отца. И в этом видится идеальное понимание тургеневского конфликта, которое в финале оказалось замещено благообразностью кирсановского дома, превратив драматические сцены в гимн продолжающейся жизни.

Алексей Исаев
Март, 2020 год

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandexGoogle