14.02.2020Кыргызстан

С любимыми не расставайтесь

С любимыми не расставайтесь

В рамках проекта Ассоциации деятелей русских театров зарубежья «Обратная связь» продолжаем размещать на сайте рецензии на спектакли русских театров зарубежья. На этот раз публикуем рецензию петербургского критика Наталии Эфендиевой на спектакль Государственного национального русского театра драмы им Ч. Айтматова (Бишкек, Кыргызстан) «Жених + Невеста».

С любимыми не расставайтесь

«Жених + Невеста»
Лирическая драма
Государственный национальный  русский театр драмы им Ч. Айтматова (Бишкек, Киргизия)
Постановка - Валерий Крайнов

Пьесу «Жених и невеста» киргизский драматург Мар Байджиев написал в 1978 году. Автор использовал простой и узнаваемый сюжет: молодые люди познакомились, влюбились, решили пожениться, но сначала их желанию воспротивилась будущая свекровь, а затем – обстоятельства.  Посланные судьбой испытания каждый выносит по-своему, но с разрушительным результатом для второй стороны. Жанр мелодрамы, в котором написана пьеса, имеет давнюю традицию. В отечественном театре советской поры он, правда, оказался на периферии. Одним из немногих его удачных исключений является драматургия Алексея Арбузова. В остальных же случаях в пьесах, построенных на материале советской жизни, используются отдельные мелодраматические мотивы. «Жених и невеста» как раз и встраивается в эту традицию.

Режиссер Валерий Крайнов, выбрав для постановки пьесу почти сорокалетней давности (премьера спектакля состоялась в 2015 году), разумеется, рисковал: многие тексты, написанные в советское время, безвозвратно устаревают. Во многом это произошло и с произведением Мара Байджиева. Например, переживания героини насчет возраста (ей 27 лет), а она все еще не замужем и необходимо срочно вопрос решить, в нынешних реалиях выглядят анахронизмом. Мама будущего мужа, поучающая какой должна быть хорошая жена и транслирующая общепринятые правила поведения, – реликт патриархата. Поведение единственного мужчины и вовсе удручает: ему достаточно небольшого промаха, чтобы усомниться в любимой и отказаться от нее. Обе героини оказываются сильнее его, и основная психологическая борьба разворачивается меж ними. И невеста, и без пяти минут свекровь пытаются склонить молодого человека на свою сторону, используя любые средства, вплоть до шантажа (мама) и запугивания (невеста). Тем не менее, в отдельных эпизодах в характере главной героини проявляются узнаваемые черты современных женских характеров. Она энергична, упорна, не робкого десятка, целеустремленная. Но есть в ней и нежность, и женственность. Только внешние обстоятельства пробуждают в девушке не лучшие качества.

Художник-постановщик Николай Жестовский придумал минималистичную и условную сценографию: на камерной сцене стол, несколько стульев, вдоль арьерсцены вертикально размещены шестигранники неправильной формы, из тонких деревянных реек.  Отсутствие привязки к конкретной эпохе должно бы придать универсальности происходящему, но это, увы, работает далеко не всегда, так как время действия угадывается по репликам героев. Стандартные предметы обстановки выполняют как бытовые функции, так и символические. В одной сцене влюбленные в миг эйфории забираются на стол, возвышаясь таким образом над остальными – словно на пьедестале.  В другом эпизоде стол вновь используется как подножие, но в этот раз он необходим режиссеру и актрисе, чтобы подчеркнуть степень одиночества и отчаяния девушки, потрясенной предательством любимого. Каждый свершившийся этап жизни героев заканчивается коротким танцевальным дивертисментом, а также изменением местоположения реквизита. Освободив сценическое пространство от бытовых подробностей и деталей, Валерий Крайнов и Николай Жестовский тем самым дают возможность сосредоточиться на деталях поведения героев, их речи, из которых и рождается подлинность характеров. Или не рождается.

Спектакль открывается драматичным прологом, в котором мы видим девушку (Нина Чернышова), молодого человека (Владислав Алехин) и судью (Лариса Любомудрова). Они пришли с заявлением на развод, судья задает протокольные вопросы – почему решились на этот шаг. Героиня произносит реплику о предательстве любимого, после чего всю историю зрители наблюдают ретроспективно.

У Нины Чернышевой невеста – легкое, жизнерадостное создание. Воздушность ей придают платье с широкой юбкой в стиле 1960-х годов (художник по костюмам Алена Иргашева), хрупкое телосложение и изящность движений. Несмотря на внешнюю кукольность, актриса играет свою героиню сильной и хранящей внутри некую тайну, которая до поры до времени остается скрытой всех. Уязвленное самолюбие превращает ее в фурию, и тогда меняются пластика тела и интонации.

Жених Владислава Алехина - невезучий маменькин сынок, которому прочили большое будущее, но ему пришлось уехать в небольшой городок и устроиться на работу учителем музыки.

Лариса Любомудрова исполняет две роли – судьи и матери. В первом случае актриса выбирает ожидаемый рисунок: интонации жесткие и твердые, вид суров и малодружелюбен.  Во второй роли режиссер предоставляет народной артистке Киргизии больше возможностей для раскрытия.  И вот здесь можно увидеть эволюцию характера: из уверенной,  и даже самоуверенной, женщины, обожающей сына и не желающей никому его отдавать, героиня Любомудровой превращается в милую и примирившуюся с судьбой. Случайный звонок меняет ход событий: мать, узнавшая о болезни, которую скрывала будущая невестка, сначала пребывает в растерянности, но быстро собирается и вроде бы исчезнувшая уверенность проявляется вновь.

Артисты играют в традициях русской психологической школы, прорабатывая образы как по учебнику. Однако, в кульминационных моментах видишь исполнение чрезмерно экспрессивное для такого небольшого пространства, где точнее работают полужесты и полувзгляды, а не скульптурность поз и нарочитая декламация. В финале повествование закольцовывается и герои снова оказываются в суде, чтобы окончательно решить – расстаются они или все-таки попытаются склеить их общую жизнь. Но вместо точки ставится многоточие, дающее простор зрительской фантазии. 

Можно предположить, что ставя драматурга Байджиева, Валерий Крайнов держал в уме советский фильм «С любимыми не расставайтесь» по Александру Володину, вышедшую в 1979 году. И даже в 2020 году она вызывает сильные эмоции. Но там, где у Володина возникает высокая мелодрама, у Байджиева получается бытовая история про семейные разборки. Отчего предфинальный монолог героини выбивается из всего повествования и звучит выспренне. Спектакль о любви, сомнении и предательстве мог бы получиться глубже, тоньше и более обобщающим, как это, вероятно, и задумывалось, выбери режиссер для начала другой драматургический текст.

Наталия Эфендиева,
Февраль, 2020 год.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandexGoogle