06.04.2021Франция

Дана Муса - Как создавался Этнобалет в Париже

Дана Муса - Как создавался Этнобалет в Париже

Публикуем интервью с основательницей "Этнобалета" из города Париж Даны Муса, танцовщицы, хореографа, педагога.

Дана Муса:

Моя любовь к танцам всю жизнь проходила испытание на прочность. В бытность студенткой факультета международных отношений КазГУ я параллельно с учебой занималась в команде академического народного ансамбля «Салтанат». Но ровно через год втихаря забрала документы из вуза и сдала их в Академию искусств, поступив туда на грант. Было страшно, я была одна, не знала, правильно ли поступаю, единственное, что спасало меня в той ситуации – это огромное желание учиться именно там.

Это был тот самый судьбоносный момент, когда я сказала себе: «Стоп, хватит! Я не буду политиком, дипломатом, и вообще не знаю кем стану, но я буду в искусстве!»

Родные отреагировали ужасно – слезы, упреки. Но я настояла на своем.

Затем была учеба во Франции в магистратуре.

А в 2013 году, не вполне владея французским и не совсем понимая, во что ввязываюсь, я решила создать свою компанию в чужой стране.

Конечно, это было сложно, но юридических проблем не возникло. Моя ассоциация имеет два направления: педагогическое, там я преподаю классический балет, растяжку и свой собственный этно-балет, и второе направление – создание спектаклей. То есть мне иногда заказывают создание хореографии или выступление в каком-то проекте, и я нахожу дополнительных людей или же выступаю лично.

Сейчас в Париже мое имя известно как бренд, но для этого пришлось практически заново переобучаться во Франции.

Во время учебы в магистратуре я параллельно занималась в школе классического танца и была ученицей знаменитого хореографа Ива Касати. Можно даже сказать, что я была его последней ученицей, так как он вышел на пенсию в 80 лет. Я вообще считаю себя очень удачливой: мне повезло с преподавателями.

Во Франции, куда ни посмотри, одни звезды – бывшие танцоры Парижской оперы, преподающие в частных студиях. Ив Касати меня фактически полностью переучил, ведь в Алматы нам преподавали лишь классический русский балет, этакий метод Ваганова под казахским соусом. А Ив «исповедует» стиль Парижской оперы. Именно он научил меня таким нюансам, как правильное дыхание, грамотная мимика, способность слышать музыку и ритм, которые для профессионала имеют большое значение.
Но у медали, как всегда, есть и обратная сторона – тяжелый характер гения.

Ив бывает непримиримо жесток, причем именно с теми, на кого возлагает надежды. Со своими учениками он не раз прибегал к физическому насилию, унижал перед всеми, со мной тоже такое было. Оставаться с маэстро морально трудно, многие уходили, не выдерживали напора.

Мир классического танца вообще жестокий, и Ив Касати как раз из той старой школы, где людей могли бить. Сейчас во Франции такое трудно себе позволить, засудят.

Ив – последний, кто мог это делать, не опасаясь жалоб в полицию. Обиженные им просто плакали и уходили.
Мне такая закалка помогла зацепиться и остаться в Париже, и продолжать любимое дело.

Почему я создала этно-балет? И что это такое? Это танцевальный концепт, некая жизненная установка, которой я живу и постоянно вдохновляюсь. Фундамент этно-балета составляют семь женских архетипов. Я всегда интересовалась темой женщин, потому что сама женщина, да и с детства была окружена в основном женским полом – воспитывалась мамой, бабушкой и тетей.

А с одиннадцати лет я начала читать много исторической литературы, обнаружив, что у нас были такие прекрасные женщины, как Томирис, Зарина и воинственные амазонки, которые, если надо, шли на войну, но при этом оставались женственными, могли вернуться в пещеру и родить ребенка. И лишь потом, с приходом ислама, Казахстан стал патриархальным, и доминировать в обществе начали мужчины. Такие изменения в гендерной политике, помню, меня сильно удивили и, пожалуй, расстроили. Ведь мне нравятся непокорные, свободные женщины. Они меня всегда вдохновляли. Этот тип женщин и стал основой семи архетипов этно-балетаохотница, наездница, амазонка, шаманка, жрица, царица и богиня.

Женщины, которые занимаются у меня, часто подходят и говорят: «Я раньше разрывалась между ролью жены, матери и работника, но этно-балет помог найти гармонию и осознать, что для женщины иметь множество ролей – нормально».

Другие спрашивают: «А как я узнаю, к какому архетипу принадлежу?» Я отвечаю: «Женщина должна совмещать в себе все архетипы, осталось узнать, какого архетипа не достает именно вам и работать над этим». Бывают женщины, которым не хватает охотничьего инстинкта или, наоборот, слишком сильная, мужественная амазонка и охотница, которой не достает женственности. В этно-балете все расставляется по полочкам.

Число семь я выбрала потому, что оно сакрально в нашей культуре. Но важно понимать, что этно-балет – не какая-то абстрактная философия, а комплекс физических движений и упражнений, это язык тела, который я сама продумала.

Я сама язычница, верю в особую связь с природой, солнцем, небом, огнем, и для меня этно-балет – это отражение образа жизни. Сейчас работаю над трилогией на тему номадизма, потому что это моя культура, мне это близко.

Бывали в студии и занятные случаи, к примеру, на мои занятия приходили и мужчины-геи. Они хотели развивать свою женственность, но я их не пустила, ведь тела-то у них мужские. Иногда мы начинаем урок с того, что заходим в круг, как будто к огню погреться, и говорим, что мы – женское племя, и было бы очень странно видеть в этом племени мужчину. Мужчины-гетеросексуалы обычно приходят на мой классический балет и растяжку, но в этно-балете – только женщины.

Один из моих спектаклей называется «Амазонка». Я создала его для женщин с раком груди. Есть мнение, что в древности амазонки выжигали себе с детства правую грудь, чтобы стрелять из лука, и этим спектаклем я хотела показать, что, несмотря на отсутствие груди, женщины остаются такими же красивыми, смелыми и сильными, как амазонки.

Если посмотреть, чего я добилась за эти годы, то главное, что я могу с уверенностью сказать: теперь моя семья уважает и признает мой выбор. Они видят, что я не на дискотеке танцую, а занимаюсь настоящей, хорошей работой, которая приносит пользу не только мне, но и моим ученикам, что я создаю спектакли с важными посылами для общества.

Записала Айгерим Толеухан.

Источник

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandex