16.07.2018Венгрия

Зинаида Зихерман: «Об итогах сезона»

Зинаида Зихерман: «Об итогах сезона»

Завершился очередной сезон у Будапештского Русского театра-студии и его руководитель Зинаида Зихерман решила подвести итоги проделанной работы за 2017-2018 годы:

"21-й сезон нашего театра пролетел так же быстро, как пробегают теперь летние денечки! Сделано было много. Хотелось бы вспомнить и перечислить.

В начале сезона еще ощущалось послевкусие 20-го юбилейного, ведь в мае 2017, перед самым закрытием театр сыграл свой творческий вечер, и мы выпустили книгу о пути театра за 20 лет. А уже осенью, в октябре состоялся на редкость удачный, международный театральный фестиваль «Лукоморье -7», в том смысле, что при совершенно никаком финансировании все-таки удалось пригласить три замечательных коллектива из Израиля, Дании и Австрии. Это обогатило жизнь русской диаспоры в Будапеште, смотрящей «взахлеб» все четыре вечера, включая и спектакль нашего театра. Мест не хватало, подставляли стулья. При этом все ругали меня, директора фестиваля (а кого же еще?), дескать, очень малый зал для такого замечательного спектакля, как это было на «Старомодной комедии» Алексея Арбузова, где выступали актеры, наши давние друзья Татьяна Дербенева из Копенгагена и Алексей Якиманский из России. Их  спектакль буквально потряс всех. Переполненный зал (сидели даже в фойе Хрустального зала РКЦ), затаившееся дыхание и несмолкаемые аплодисменты! Зрители после окончания спектакля подходили и благодарили нас, организаторов фестиваля, за эту необыкновенную возможность слышать прекрасную речь со сцены, проникнуться чувствами, сыгранными именно по системе Станиславского (как бы не пытались новаторы игнорировать ее). Эти чувства вызывали у сопереживающих зрителей то слезы, то смех.

И подумать, поразмышлять! Что и случилось со всеми при просмотре «Женщины в песках» Кобо Абэ театра ZERO из Израиля. Марина Белявцева и Олег Родовильский подарили нам богатый вечер, философский и драматический. Многие вспоминают до сих пор, воздействие его продолжается... Спектакль для детей -  «Поллианна» Элинор Портер в исполнении актеров из Вены собрал немалую аудиторию юных зрителей и их родителей. Прозвучавший со сцены вопрос, что важнее в жизни – открытость и любовь к ближнему, или только ее материальная сторона, – думается, надолго останется в умах и сердцах, увидевших спектакль. Действительно, иногда и дети учат взрослых, заскорузлых в повседневной жизни, забывших, что они тоже были когда-то детьми, верили в чудеса, радовались жизни. По реакции зала, в котором больше половины было юных зрителей, и аплодисментам, было понятно, что спектакль очень понравился.

Ну, и веселый водевиль нашего театра – «Сильное чувство» Ильфа и Петрова. Это не первое обращение к такому жанру. Семнадцать лет назад театр уже играл два старинных русских водевиля: «Беда от нежного сердца» Соллогуба и «Дочь русского актера» Григорьева. Оба водевиля успешно держались в репертуаре более трех лет. И сегодня зритель с тем же увлечением следит за незатейливыми историями взаимоотношений героев новой постановки театра. Музыкальное сопровождение задает веселый ритм, все актеры, как совсем юные и молодые, так и «не очень молодые», темпераментно танцуют, водевиль остается водевилем и в наши дни! Сильным заключительным аккордом фестиваля прозвучала  творческая встреча с гостем нашего фестиваля - народным артистом России Юрием Васильевым, работающим в Московском академическом театре сатиры и являющимся Председателем комиссии СТД РФ по любительским театрам. Вечер получился блестящий.

Сразу же после фестиваля мы двинулись в сторону России, а точнее в столицу Марий-Эл, Йошкар-Олу, где проводился фестиваль профессиональных театров «Мост дружбы». Представили «Скрипку, бубен и утюг» по пьесе Николая Коляды. Играем этот спектакль уже третий год. В 2017 с ним были на Первом фестивале «Мир русского театра» в Монтекатини Терме, организованном главным редактором журнала «Театрал» В. Яковым. В Йошкар- Олинском академическом театре им. Константинова ошарашили известием, что наш спектакль начнется в 24 00!  Оказывается, это самое элитарное, если можно так сказать, время, и нас удостоили этой чести. Играли, как никогда. Полный зал, выгороженный на сцене спиной к ней, смеялся даже там, где мы никогда не предполагали. Какое это счастье – играть для русского зрителя, своего (!), понимающего все оттенки! Критика в лице Нины Мазур и других театроведов достаточно благосклонно приняла наш спектакль,  особо выделив ведущих актеров. Приятно было!

В декабре перед Рождеством театр выпустил премьеру «Синяя птица» по драме Метерлинка. Его участников – двадцать один. Дети и взрослые. Яркие костюмы, фантастические головные уборы смастерили сами. Спектакль был хорошо принят зрителями. Осталось, конечно, дорабатывать его и играть, играть.

Весной в достаточно скоростном режиме родилось наше новое детище – водевиль Эжена Лабиша «Мизантроп». Актерам пришлось попотеть, разучивая куплеты, танцы под детскую французскую музыку, обработанную талантливым молодым  актером нашего театра. Он же взял на себя роль дирижера, выдуманную и сочиненную в процессе репетиций. Премьера прошла с успехом 27-го марта! Уже сыграли три раза. Сезон закрыли, как обычно, в конце июня.

А еще впервые организовали самостоятельно в 11 районе Будапешта Дни российской культуры. Вечер включал в себя отрывки из нашего спектакля «Мелочи жизни» по рассказам Чехова, выставку художника Шандора Зихермана «Храмы и пейзажи России», танцы и пение русского дуэта,  выступление русского детского ансамбля, угощение пирожками и многое другое. Муниципалитет района поблагодарил нас за эту инициативу, предложил участвовать в совместных программах.

Еще... За эти годы мы сыграли в других городах Венгрии наши спектакли не менее 50 раз. Это, в основном, города, где есть в университетах славянские кафедры. Играем с титрами, чтобы и юные студенты смогли понять. В декабре этого года на спектакль «Мелочи жизни» по рассказам Антону Чехова пригласил Генеральный Консул города Дебрецен, где находится старинный университет , известный с XVI  века во всей Европе. В августе того года, его почетным профессором избрали В. В. Путина. Занимались там театральными играми с венгерскими студентами, изучающими русский язык, и поставили отрывки из пьес Максима Горького и Михаила Булгакова. Они успешно показали недюжинные способности в области драматического искусства, играя на не родном для них языке.

И еще. Спектакль, в котором заняты только молодые участники, «Offис» по пьесе немецкого автора Ингрид Лаузунд приглашен участвовать в Софийском фестивале «Лето. Сцена». Надеемся, что атмосфера и уровень фестиваля понравятся тем молодым студийцам, кто впервые попадёт на такую встречу. Успеха им!

А мы немного отдохнем, хотя подготовка к Международному молодежному театральному форуму идет всем ходом! Время определено – 11-14 октября! Место – Будапешт!

Ждем желающих!"

Зинаида Зихерман,
руководитель Будапештского Русского театра-Студии, директор фестиваля «Лукоморье» и Международного Молодежного Театрального Форума

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandex