08.02.2019Дания

Порхают будто птицы небесные

Порхают будто птицы небесные

Первый спектакль проводимого в Копенгагене «Парада русских театров в Дании» - «Он и Она. Провинциальная гастроль» театра «Зеро» (Израиль) посетила театральный критик Ольга Скорочкина, которая поделилась впечатлениями после просмотра.

«Парад русских театров» в Копенгагене, затеянный Татьяной Дербеновой на сцене Российкого центра науки и культуры, открылся спектаклем из Израиля.

«Он и Она. Провинциальная гастроль» - спектакль, сочиненный и сыгранный артистами театра ZERO по ранним юмористическим рассказам Чехова. Но гастроль получилась совсем не провинциальной. Она связала две столицы - Дании и Израиля.

Тель-Авив и Копенгаген - южная и северная точки на карте мира, куда разными ветрами занесло русскую культуру и ее театральных сочинителей. 2 февраля 2019 года, объявленного годом Театра, юг и север встретились на сцене Датско-российского театра «Диалог» - надо ли говорить, как важна эта встреча для русских артистов и зрителей , рассыпанных по миру?

Имя Чехова на афише - важнейшего мирового автора из русских писателей ХХ века - словно пароль и тавро качества.

Актеры Олег Родовильский и Марина Белявцева разыграли маленькие рассказы Чехова, которые не имеют отношения к его большим драмам, сделавшим его мировым классиком. Крошечные безделушки, легкомысленные, саркастичные, который он печатал в столь же несерьезных  журналах «Осколки», «Стрекоза», - еще не большая литература, которая принесет ему мировую славу, но юмористическая журналистика. Старшие товарищи призывали молодого Чехова «не растрачивать свой дар на мелочишки», он им внимал, подписывая свои «мелочишки» псевдонимом Антона Чехонте. Этот псевдоним ему дал когда-то в гимназии таганрогской учитель Закона Божьего. и Антон Павлович под этим смешным именем устраивал в Москве свои первые пробы пера . А заодно зарабатывал трудовую копейку, чтобы помогать таганрогскому семейству.

Но Театр иногда позволяет себе роскошь быть, в том числе, и легкомысленным искусством. Не все же о серьезном?! Актеры любят разыгрывать перед публикой эти чеховские  "мелочишки". У артистического дуэта из Израиля хватило и водевильной техники, и артистического шарма, и игристой  легкости, острой формы и чувства юмора, чтобы разыграть эти истории как вереницу кратких и вспыльчивых, нервных и примирительных, гневных и смешных столкновений мужчины и женщины. В течение спектакля будто кружится карусель разнообразных несносных и гротескных  созданий. Они меняют имена и перчатки, костюмы и парики. Воюют друг с другом, интригуют, пламенно друг друга уничтожая, прощая , попадая то в лужу, то впросак, снова нападая и затихая в финале.

Такое вечное притяжение-отталкивание : инь-янь мужско-женской материи и энергии, амбиций,  глупости, заносчивости, смертельных  обид и примирений.

Они забираются под диван, строят друг другу уморительные рожи и  делают  диковинные предложения . «Организовать салотопливный завод и продавать миллионы пудов сала», - ни больше ни меньше! А если уж  собираются помирать, то непременно в дорогом, очень дорогом гробике на золотых ножках.... И чтобы весь город непременно говорил о безвременно угасшей жизни...

Рассказы из семейной жизни и зарисовки из жизни закулисья... Обыватели, чиновники. артисты, мелкие помещики....Между тем, на сцене - в кого бы  не реинкарнировались в каждой новой юмореске герои, - они порхают будто птицы небесные -  желто-лимонная канарейка, крошечная дамочка в кружевах и шелках, порхающая по жизни словно по нотному стану, и горбоносый дятел, долбящий ее изо всех сил во взбалмошную и капризную женскую голову...

Среди персонажей спектакля в одной из юморесок «Антрепренер под диваном» - люди театра. Актеры играют их особенно азартно и смешно, с пониманием хитростей и прелестей театрального закулисья - свои же братья по разуму! Артистка Дольская-Каучукова и антрепренер Индюков (да, А. Чехонте любил называть своих героев нелепыми, «лошадиными» фамилиями!) устраивают свой взбалмошный и горячий «водевиль с переодеваниями», словно конкурируя в искусстве гротеска. Но, не так ли, и весь спектакль - есть разложенный на персонажей и голоса водевиль, где так ценится веселый дар чуть ли не детского легкомыслия, неуемного птичьего щебета. Антоша Чехонте развлекается в ожидании важных жизненных смыслов большой литературы и литературной судьбы. А его маленькие прелестные герои будто соревнуются, кто кого переиграет.

И побеждает умение молодого Чехова вовремя поставить внезапную точку и оборвать рассказ.

Ольга Скорочкина

«Парад русских театров в Дании» проводится Датско-русским театром «Диалог» при поддержке Российского центра культуры в Копенгагене. Приурочен к Году театра в России и будет проводиться весь 2019 год.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandexGoogle